• Тел.: +7 (4752) 55-98-08; Моб. тел.: +7 (915) 888-22-33
  • E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Время работы:
ПН, ВТ, СР, ЧТ, ПТ - 09:00 - 18:00 (СБ, ВС - по договорённости)
  • Тел.: +7 (915) 888-22-33

Добро пожаловать на сайт группы компаний «М2М телематика Тамбов»

Политика ГК «М2М телематика Тамбов» – лидерство на рынке транспортной телематики, спутниковой навигации и тахографии на всех направлениях коммерческой деятельности.

Тахографы Меркурий ТА-001 Штрих ТАХО Рус, КАСБИ, АТОЛ ДРАВ 5 (ATOL DRIVE 5), VDO Continental, ФДО-МЕТТЭМ

Цифровые тахографы

Карты водителя для тахографа, карты предприятия для тахографа

Карты для тахографа

Мониторинг, управление и учёт транспорта абонентские терминалы ГЛОНАСС GPS датчики уровня топлива

Мониторинг транспорта

Wialon Hosting

Wialon Hosting

Galileosky

Galileosky

Проект «Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года»

Проект «Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года»

ПРОЕКТ

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от «___» ____________ _____ г. № ______

 

КОНЦЕПЦИЯ развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года

 

I. Введение

Отрасль геодезии и картографии обеспечивает ряд важных государственных задач в сфере территориального развития, обороны и безопасности, строительства и инженерных изысканий, управления природными ресурсами, экологии, навигационной деятельности. Меры по развитию отрасли геодезии и картографии в период до 2020 года должны быть направлены на достижение следующих целей:

повышение эффективности геодезических измерений, за счет модернизации системы геодезического обеспечения Российской Федерации, в том числе широкомасштабного использования современных спутниковых методов и технологий позиционирования;

повышение актуальности и доступности для всех потребителей карт и планов, создаваемых и обновляемых государством за счет внедрения новых процедур и технологий актуализации и распространения пространственных данных, а также снятия избыточных ограничений на доступ к пространственным данным;

повышение качества работ, выполняемых организациями-субъектами картографической и геодезической деятельности, а также повышение их ответственности за счет создания новой системы государственного регулирования геодезической и картографической деятельности.

В соответствии с указанными целями в Концепции сформулированы:

основные направления долгосрочного развития отрасли геодезии и картографии, наименований географических объектов;

стратегия достижения поставленных целей, включая способы и направления;

основные направления структурных преобразований в сфере геодезии и картографии.

В настоящей Концепции учтены положения ряда стратегических документов Российской Федерации:

Концепции создания и развития инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р;

Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система» (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 680);

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212.

С развитием спутниковых методов и технологий позиционирования в геодезии, геодинамике и топографии существенно изменяются роль и функциональные требования к государственной инфраструктуре геодезических измерений - государственным системам координат и геодезическим сетям. С развитием информационных технологий, телекоммуникационной инфраструктуры появляются новые возможности по созданию и распространению карт и планов, созданных в электронном виде. Картографическое обеспечение становится важным элементом российской инфраструктуры пространственных данных и создания информационного общества в целом.

Главным направлением развития отрасли геодезии и картографии на период до 2020 года должна являться ее коренная модернизация как в части используемых подходов к геодезической и картографической

деятельности, так и в части внедрения современных механизмов государственного управления и регулирования в указанной сфере. При этом указанная модернизация должна заключаться, во-первых, в изменении существующих форм государственного регулирования, а во-вторых, в осуществлении институциональных преобразований в рассматриваемой сфере.

 

II. Основные задачи и направления развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года

1. Создание высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации.

Цели и задачи создания высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации.

Система геодезического обеспечения Российской Федерации (далее - система геодезического обеспечения) представляет собой генеральную совокупность фундаментальных параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля Земли, реализуемых на территории Российской Федерации через государственную координатную основу и структуру государственных сетей.

Целью создания новой высокоэффективной системы геодезического обеспечения является повышение точности геодезических и картографических работ, эффективности геодезической и картографической деятельности, в том числе гидрографического обеспечения делимитации, демаркации и проверки прохождения линии Государственной границы Российской Федерации, создание федерального и муниципальных банков координат пунктов государственных и специальных сетей, развитие спутниковых методов и технологий позиционирования и интеграции системы «ГЛОНАСС» во все сферы экономики Российской Федерации.

Для создания высокоэффективной системы геодезического обеспечения необходимо осуществить:

определение параметров высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации;

комплексную модернизацию местных систем координат; создание инновационной структуры государственных геодезических сетей;

создание федеральной спутниковой дифференциальной сети и сервисов предоставления дифференциальной информации; модернизацию государственной высотной основы; модернизацию государственной гравиметрической основы; создание и развитие систем непрерывного геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений;

создание федерального автономного учреждения - Федеральный центр государственного геодезического обеспечения.

Определение параметров высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации.

В целях модернизации и развития существующей государственной координатной основы необходимо с учетом результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», а также работ по координатно-временному обеспечению, проводимых федеральными органами исполнительной власти и научными организациями, обеспечить:

создание и развитие высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации интегрированной с глобальной земной системой отчета ITRS (International terrestrial reference system) для осуществления геодезических и картографических работ, обеспечения

орбитальных полетов и решения навигационных задач с использованием измерительных средств, находящихся в пользовании различных федеральных органов исполнительной власти и научных учреждений;

разработку программного обеспечения для выполнения обработки результатов наблюдений глобальных навигационных спутниковых систем в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации.

Комплексная модернизация местных систем координат.

Комплексная модернизация местных систем координат должна быть направлена на решение следующих задач:

сокращение количества местных систем координат за счет перевода существующих массивов координатных описаний пространственных объектов в местных системах координат, содержащихся в государственных фондах и реестрах, в зависимости от требований, предъявляемых к их точности, и создания новых в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации;

формирование муниципальных банков координат специальных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации;

минимизации расхождения параметров, измеренных на локальном участке местности и крупномасштабном плане на основе высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации за счет создания и внедрения новых методов установления местных систем координат;

разработку учебных материалов для обеспечения совместимости пространственных данных в местной системе координат при обеспечении юридически значимых действий.

Создание инновационной структуры государственных геодезических сетей.

В целях создания и развития инновационной структуры государственных геодезических сетей необходимо с учетом результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», обеспечить:

модернизацию существующей государственной геодезической сети (1-4 классов) в инновационную структуру, состоящую из государственной фундаментальной астрономо-геодезической сети, высокоточной геодезической сети и спутниковой геодезической сети первого класса с разработкой и внедрением новых требований к плотности геодезических пунктов, в целях реализации высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации;

пересмотр ограничений на использование пунктов космической геодезической сети Минобороны России;

создание сети открытых пунктов слежения системы «ГЛОНАСС», находящихся в пользовании различных федеральных органов исполнительной власти и научных учреждений;

снятие ограничений на координаты пунктов государственных геодезических и нивелирных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации с переходом на объектовый принцип ограничения точности определения координат только в пределах зон объектов, требующих мер специальной защиты;

создание полнофункционального международного эфемеридного центра, организация информационного сервиса и введение государственной услуги по предоставлению потребителям точных эфемерид ИСЗ «ГЛОНАСС»;

формирование федерального банка координат пунктов государственных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации;

развитие метрологического обеспечения пунктов инновационной структуры государственных сетей в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации;

разработка и внедрение эффективного механизма усиления ответственности за уничтожение пунктов государственных сетей;

разработка и реализация комплексного плана поддержания государственных геодезических сетей (1-4 класса) с внедрением новых требований к плотности пунктов, достаточной для создания стратегического запаса геодезического обеспечения Российской Федерации.

Создание федеральной спутниковой дифференциальной сети и сервисов предоставления дифференциальной информации.

Для решения задач высокоточного координатно-временного обеспечения, в том числе высокоточной навигации, диспетчеризации наземных, речных и воздушных транспортных средств, мониторинга навигационных полей, на основе спутниковых дифференциальных геодезических станций, создаваемых Росреестром в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», необходимо создание и развитие федеральной спутниковой дифференциальной сети и сервисов предоставления дифференциальной информации как одного из сегментов функциональных дополнений системы «ГЛОНАСС». В целях создания и развития федеральной спутниковой дифференциальной сети необходимо обеспечить:

реализацию стратегии совместного развития федеральной спутниковой дифференциальной сети, спутниковых дифференциальных станций и сетей, создаваемых другими федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

создание технологической структуры федеральной спутниковой дифференциальной сети, обеспечивающей единое поле дифференциальной информации в экономически развитых регионах и на основных транспортных магистралях;

развитие вычислительных центров, осуществляющих сбор и архивацию полученных наблюдений, управление и предоставление потребителям дифференциальной информации в двух основных режимах последующей обработки информации и в реальном масштабе времени;

создание условий включения коммерческих и других спутниковых дифференциальных станций в федеральную спутниковую дифференциальную сеть;

создание единого реестра пунктов федеральной спутниковой дифференциальной сети;

создание инфраструктуры распространения спутниковой дифференциальной информации и сервисов на ее основе для различных категорий пользователей;

введение государственных услуг по предоставлению потребителям дифференциальной информации и системы регулирования тарифов предоставления потребителям базовых услуг и дифференциальной информации.

Модернизация государственной высотной основы.

В целях развития государственной высотной основы необходимо, с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», обеспечить реализацию следующих задач:

модернизация государственных нивелирных сетей, развитие государственной нивелирной сети (I класса), с разработкой и внедрением новых требований к плотности нивелирных пунктов, для распространения единой системы высот на территории Российской Федерации, изучения фигуры Земли и ее внешнего гравитационного поля, определения разностей высот и наклонов среднеуровенной поверхности морей и океанов, омывающих территорию страны, а также для изучения современных вертикальных движений земной поверхности, сейсмического районирования территории страны;

развитие спутникового нивелирования (II-IV классов) с использованием гравиметрических данных;

создание единой системы нормальных высот на территории Российской Федерации и переход к ее использованию;

формирование федерального банка высот пунктов в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации и системе нормальных высот;

создание и обновление карт современных движений земной поверхности на территории страны и в сейсмоопасных регионах, а также цифровых моделей высот квазигеоида;

разработка и реализация комплексного плана поддержания государственных нивелирных сетей (II-IV класса) с внедрением новых требований к плотности нивелирных пунктов достаточной, для создания стратегического запаса высотного обеспечения Российской Федерации.

Модернизация государственной гравиметрической основы.

В целях развития государственных гравиметрических сетей (фундаментальной и I класса) необходимо с учетом работ, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», обеспечить решение следующих задач:

создание на территории Российской Федерации и континентального шельфа высокоточной фундаментальной гравиметрической сети;

обеспечение мониторинга и уточнения детальных карт высот квазигеоида и моделей гравитационного поля;

формирование федерального банка гравиметрических данных; разработка и реализация комплексного плана развития наземной, морской и воздушной гравиметрии.

Создание систем геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений.

В целях создания систем геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений с использованием спутниковых методов и технологий, с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых в рамках федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», необходимо обеспечить решение следующих задач:

разработка и внедрение стратегии создания и развития систем геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений в сейсмоопасных регионах страны, организациях, ведущих эксплуатацию объектов месторождений, транспортных и крупных инженерных сооружений, а также в рамках приоритетных международных программ в целях развития геодинамических работ и обеспечения гражданской безопасности на территории Российской Федерации и зарубежных стран-участников международных программ;

создание пилотных проектов эталонных геодезических полигонов в сейсмоопасных регионах Российской Федерации, в том числе в рамках приоритетных международных программ.

Международное сотрудничество в создании и развитии высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации.

Основными направлениями реализации международного сотрудничества в создании и развитии высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации являются:

международное правовое и техническое сотрудничество по направлениям развития координатной основы Российской Федерации, в том числе международное правовое и техническое сотрудничество по направлениям развития координатной основы Российской Федерации, в том числе сети открытых пунктов слежения системы «ГЛОНАСС», с учетом задач в сфере обеспечения обороны и безопасности государства;

участие и обеспечение усиления позиций Российской Федерации в международных исследовательских проектах по приоритетным направлениям использования данных международной службы вращения Земли IERS (International Earth's rotation and reference system service), параметров международной геоцентрической системы координат ITRF и пунктов глобальной международной сети IGS (International GNSS Service);

участие в приоритетных международных исследовательских программах по созданию и развитию систем геодезического мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений;

участие в международном информационном обмене; участие и обеспечение усиления позиций Российской Федерации в разработке международных стандартов в указанной сфере гармонизация национальной системы стандартов и сертификации в этой сфере с международной системой.

 

2. Развитие системы картографического обеспечения Российской Федерации.

Основные задачи и направления развития системы картографического обеспечения в Российской Федерации.

Развитие системы картографического обеспечения в Российской Федерации должно быть направлено на достижение следующих целей:

повышение качества и актуальности топографических карт и планов, и исходных для них базовых пространственных данных за счет бюджетных средств, создаваемых для решения задач в сфере территориального развития, строительства, обороны и безопасности, навигации, природопользования и экологии;

повышение доступности топографических карт и планов, и исходных для них базовых пространственных данных как одного из наиболее востребованных государственных информационных ресурсов для всех категорий потребителей.

В целях решения поставленных целей необходимо реализовать ряд

мер:

создание открытой цифровой картографической основы в виде цифровых топографических карт и планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов, внедрение процедур и технологий информационного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях ее обновления;

снятие избыточных ограничений в сферах действия законодательство о государственной тайне и авторских правах на топографические карты и планы (исходные для них базовые пространственные данные и данные дистанционного зондирования земли широко доступные на мировом рынке);

введение обязанности для органов государственной власти и органов местного самоуправления по использованию топографических карт и

планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов в качестве основы для создания специальных (отраслевых) карт и планов;

создание государственных навигационных карт;

передача функций по ведению Федерального картографо-геодезического фонда от нескольких коммерческих организаций федеральному государственному учреждению, переход на электронные технологии при обеспечении доступа к материалам Федерального картографо-геодезического фонда, в том числе создание федерального гео-портала;

внедрение механизмов внебюджетного финансирования задач по развитию инфраструктуры картографического обеспечения в Российской Федерации.

Создание, обновление и использование цифровой картографической основы.

Важным элементом инфраструктуры пространственных данных в Российской Федерации должна стать открытая цифровая картографическая основа. Использование такой основы и исходных для нее базовых пространственных данных при создании различных специальных (отраслевых карт) карт и планов обеспечит совместимость пространственных данных и пространственной информации в различных государственных и муниципальных информационных ресурсах, а также обеспечит возможность межведомственного информационного взаимодействия при решении государственных и муниципальных задач. Кроме того, создание такой основы и обязательность ее использования сократит дублирование картографических работ, осуществляемых различными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В качестве открытой цифровой картографической основы должны быть использованы топографические карты и планы, государственные

ортофотокарты и ортофотопланы. При определении содержания топографических карт и планов в их состав должны быть включены исключительно объекты и сведения, не относящиеся к государственной тайне. Объекты, подлежащие отображению на топографических картах и планах должны соответствовать требованиям базовых объектов, в соответствии с Концепцией развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1157-р.

В целях обновления топографических карт и планов необходимо обеспечить максимальное использование государственных информационных ресурсов, в том числе: Единого государственного реестра автомобильных дорог, водного реестра, лесного реестра, реестра уставов муниципальных образований, Государственного каталога географических названий, Государственного кадастра недвижимости, Реестра морских портов Российской Федерации, Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий - для обновления местоположения и наименований особо охраняемых природных территорий; государственного фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса; Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления; Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований.

Картографическое обеспечение в сфере навигации автомобильного транспорта.

В целях обеспечения качества и актуальности создаваемых государственных навигационных карт необходимо к сфере ответственности государства отнести обновление навигационной карты, содержащей только основную навигационную информацию, характеризующуюся относительно устойчивыми к изменениям во времени параметрами. Государственная навигационная карта должна содержать:

топографическую основу в виде слоев государственной топографической карты; точную информацию о местоположении и категории автомобильных дорог; информацию об адресах и местоположении объектов адресации; информацию о местоположении железнодорожных переездов мостовых сооружений и автодорожных тоннелей; об организации дорожного движения.

В целях обновления на государственной навигационной карте информации об организации дорожного движения должна быть построена единая государственная система мониторинга в сфере организации дорожного движения.

Государственная навигационная карта должна использоваться коммерческими производителями для создания коммерческих навигационных карт посредством её «дополнения» актуальной информацией о так называемых «точках интереса»: автозаправочных станциях, аптеках, магазинах, ресторанах и других объектах.

Картографическое обеспечение морской территории.

С целью создания морских пространственных данных Российской Федерации и обеспечения потребителей актуальной картографической информацией необходимо:

обеспечить морские зоны национальной юрисдикции Российской Федерации и акватории Мирового океана высокоточной съемкой рельефа дна с использованием современных технических средств;

на основании существующих материалов, данных гидрографических работ (съемок) с использованием современных технических средств и информации, полученной в рамках международного обмена до 2015 года, создать базу батиметрических данных на морские зоны национальной юрисдикции Российской Федерации, а до 2020 года - на Мировой океан.

Оптимизация государственных закупок материалов дистанционного зондирования Земли в целях обновления карт и планов.

Основным источником информации для создания и обновления государственных топографических карт и планов, специальных (отраслевых) карт и планов являются материалы дистанционного зондирования Земли (далее - материалы ДЗЗ), получаемые космическими аппаратами, воздушными и наземными средствами. Для повышения эффективности государственных закупок материалов ДЗЗ, получаемых с зарубежных космических аппаратов, исключения случаев приобретения материалов ДЗЗ, получаемых с зарубежных космических аппаратов с одинаковыми характеристиками на одну и ту же территорию различными органами государственной власти и органами местного самоуправления, необходимо:

ввести обязательную регистрацию в открытом информационном ресурсе всех закупок материалов ДЗЗ, получаемых с зарубежных космических аппаратов, осуществленных за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

создать единый общедоступный федеральный Банк данных и метаданных материалов ДЗЗ, полученных с российских и зарубежных космических аппаратов;

установить единый подход к планированию и учету закупок материалов ДЗЗ, получаемых с зарубежных космических аппаратов, для государственных нужд с учетом имеющегося опыта централизованных поставок таких данных с отечественных космических аппаратов ДЗЗ в интересах федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

установить специальный порядок и условия передачи материалов ДЗЗ, получаемых с зарубежных космических аппаратов, для обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной

власти субъектов Российской Федерации в интересах государственных нужд и местного самоуправления.

Также необходимо создать и запустить в эксплуатацию российский картографический космический комплекс дистанционного зондирования Земли, материалы которого смогут заместить материалы, получаемые с зарубежных космических аппаратов.

Для оптимизации расходов на приобретение материалов дистанционного зондирования Земли для обновления базовых пространственных данных необходимо территорию страны разделить на различные зоны, для каждой из которых установить разную периодичность обновления топографических карт и, как следствие, материалов ДЗЗ, а также различные требования к точности снимков, в зависимости от интенсивности изменений, происходящих с пространственными объектами.

Совершенствование порядка хранения и распространения карт и планов, создание и обновление которых обеспечивает государство.

В целях совершенствования системы картографического обеспечения территории Российской Федерации необходимо изменить подходы к созданию и ведению государственного картографо-геодезического фонда.

Необходимо перейти от обязанности для граждан и юридических лиц сдавать копию созданных ими геодезических и картографических материалов и данных в соответствующие картографо-геодезические фонды к обязанности передавать информацию о созданных ими геодезических и картографических материалах в Федеральный картографо-геодезический фонд в целях создания базы метаданных. При этом должна быть установлена обязанность для юридических лиц обеспечивать бесплатное предоставление копий созданных ими геодезических и картографических

материалов по запросу органов государственной власти, выполняющих функции в сфере обеспечения обороны и безопасности государства.

Необходимо наделить органы государственной власти и органы местного самоуправления полномочиями по созданию и ведению своих фондов картографо-геодезических материалов и данных, созданных за счет средств соответственно региональных и местных бюджетов, исключив эти материалы из картографо-геодезических фондов, которые ведут федеральные органы государственной власти.

Необходимо передать полномочия по ведению Федерального картографо-геодезического фонда от нескольких федеральных унитарных предприятий одной организации (федеральному государственному учреждению).

В целях хранения, обновления и обеспечения доступа к материалам Федерального картографо-геодезического фонда необходимо создание федеральной информационной системы.

Важным элементом федеральной информационной системы Федерального картографо-геодезического фонда должен стать Федеральный геоинформационный портал, обеспечивающий text-align: justify; Оптимизация государственных закупок материалов дистанционного зондирования Земли в целях обновления карт и планов.широкий спектр геоинформационных сервисов, в том числе возможность доступа к государственным топографическим картам и планам, государственным ортофотокартам и ортофотопланам с помощью сети Интернет и корпоративных сетей, а также возможность поиска потребителями необходимых отраслевых карт и планов с помощью базы метаданных.

Архитектура федеральной информационной системы Федерального картографо-геодезического фонда, требования к информационному обеспечению при ее создании должны устанавливаться нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Доступ к государственным топографическим картам и планам, и ортофотопланам, метаданным, должен обеспечиваться в виде удобных для

пользователя специальных сетевых сервисов, доступных на Федеральном геоинформационном портале. В том числе должны быть созданы:

поисковые сервисы, позволяющие осуществить поиск государственных топографических карт и ортофотопланов, отраслевых карт и планов;

сервисы, позволяющие копировать карты и планы с использованием сетей общего пользования;

сервисы преобразования данных;

сервисы, позволяющие произвести электронные платежи за доступ и копирование карт и планов.

Доступ к материалам Федерального картографо-геодезического фонда, предоставление прав на их дальнейшее использование должны осуществляться за плату, установленную нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Важно обеспечить гибкую тарифную политику в зависимости от объема информации и прав на ее использование.

Доступ к государственным топографическим картам и планам, государственным ортофотокартам и ортофотопланам, предоставление прав на их дальнейшее использование для органов государственной власти и органов местного самоуправления должны обеспечиваться без взимания платы.

3. Государственное регулирование геодезической и картографической деятельности в Российской Федерации.

Задачи и направления совершенствования государственного регулирования геодезической и картографической деятельности.

Система государственного регулирования геодезической и картографической деятельности должна обеспечивать качество выполняемых работ и услуг в сфере геодезии и картографии,

а также ответственность участников рынка геодезических и картографических работ.

Для достижения указанных целей необходимо осуществить реформирование системы государственного регулирования геодезической и картографической деятельности по следующим основным направлениям:

переход от лицензирования геодезической деятельности к системе аттестации инженеров-геодезистов, которые осуществляют геодезические работы;

переход от лицензирования картографической деятельности к системе технического регулирования картографической продукции.

Совершенствование государственного регулирования геодезической деятельности.

В целях совершенствования системы государственного регулирования геодезической деятельности необходимо уточнить установленный законом перечень геодезических работ. В частности, необходимо из состава геодезических работ исключить такие работы, как организация серийного производства геодезической техники, ведение картографо-геодезического фонда, дистанционное зондирование Земли и ряд других. К геодезической деятельности должна быть отнесена деятельность, результатом которой является определение параметров фигуры Земли и определение координат точек земной поверхности и их изменений во времени.

К выполнению геодезических работ должны допускаться физические лица, имеющие определенный уровень профессиональной квалификации, достаточный для их качественного выполнения, подтвержденный системой государственной аттестации. К аттестации должны допускаться физические лица - граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее специальное образование по специальностям - геодезия, землеустройство. При этом правом на заключение договора на выполнение

геодезических работ должны обладать юридические лица, в штате которых имеются аттестованные инженеры-геодезисты.

Аттестат должен выдаваться на определенный срок, по результатам сдачи соискателем квалификационного экзамена. В состав принимающих квалификационных комиссий, помимо представителей федерального органа исполнительной власти, должны быть включены представители научных организаций, саморегулируемых организаций в сфере кадастровой и геодезической деятельности. По истечении срока действия аттестата его продление должно осуществляться по результатам очередного квалификационного экзамена. Для обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц от недобросовестного выполнения геодезических работ должны быть установлены основания приостановки и аннулирования аттестата.

С целью дополнительных гарантий качества выполняемых геодезических работ и установления мер профессиональной ответственности лиц, осуществляющих геодезические работы, возможно введение элементов саморегулирования в указанной сфере.

Совершенствование государственного регулирования картографической деятельности.

В целях совершенствования системы государственного регулирования картографической деятельности необходимо уточнить установленный законом перечень картографических работ. В частности, из состава картографических работ должны быть исключены такие работы, как организация серийного производства картографической техники, ведение картографо-геодезического фонда, дистанционное зондирование Земли и ряд других.

К картографической деятельности должны быть отнесены работы, результатом которых является отображение в графической форме с помощью условных знаков информации об элементах местности, иных

объектах, в том числе об их пространственном размещении и характеристиках.

Система регулирования картографической деятельности должна обеспечивать высокий уровень достоверности и качества создаваемых карт и планов посредством введения государственного технического регулирования картографических работ. Объектом государственного технического регулирования должны быть визуализированные наборы пространственных данных (картографические материалы). Необходимо также установить перечень картографической продукции, в отношении которой должны быть установлены технические регламенты.

В частности, для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, техническими регламентами должны быть установлены обязательные требования к визуализации конечного числа отдельных наборов пространственных данных: цифровым навигационным картам, туристским картам, политико-административным картам, общегеографическим и физическим картам.

Для удостоверения соответствия карт и планов техническим регламентам должно осуществляться обязательное подтверждение их соответствия в форме обязательной сертификации. Основными мерами в области обеспечения сертификации картографической продукции должно быть предусмотрено:

создание эффективной сети органов сертификации и испытательных лабораторий, обучение штата экспертов и с их помощью вывод качества этой продукции на мировой уровень;

приведение картографической продукции в соответствие с требованиями системы мировых стандартов.

Отдельному государственному регулированию должно подлежать создание морских карт и подготовка извещений мореплавателям.

При этом необходимо наделить Минобороны России полномочиями по принятию нормативных правовых актов, определяющих порядок

создания, обновления, использования, хранения и распространения цифровых навигационных морских карт на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации, за исключением трасс Северного морского пути и цифровых навигационных карт на открытое море. Организация контроля качества морских карт должна быть также возложена на Министерство обороны Российской Федерации.

Создание системы аттестации в геодезической деятельности, а также введение в картографической деятельности технического регулирования позволит отменить государственный геодезический надзор, исключив существующее сейчас дублирование функций Росреестра, связанное с одновременным осуществлением им лицензионного контроля и государственного геодезического надзора.

При этом входящие в соответствии с действующим законодательством в понятие государственного геодезического надзора полномочия, должны быть сохранены в качестве самостоятельных государственных функций.

Государственное регулирование дистанционного зондирования Земли воздушными и наземными средствами.

Для установления необходимого уровня государственного контроля в сфере дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности, а также обработки и распространения полученных материалов необходимо совершенствование института лицензирования данного вида деятельности и разработка четких правил его осуществления на территории Российской Федерации.

Целью совершенствования государственного регулирования указанных видов деятельности является обеспечение соблюдения требований законодательства о защите государственной тайны при

распространении материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами, а также обеспечение возможности свободного распространения и гарантированного качества получаемых материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами.

Регулирование деятельности по дистанционному зондированию Земли наземными и воздушными средствами для обеспечения геодезической и картографической деятельности средствами должен осуществлять специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Для исключения дублирования при приобретении материалов дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами и создания рынка таких материалов сведения обо всех полученных и распространяемых материалах зондирования должны вноситься в единый общедоступный федеральный Банк метаданных о результатах дистанционного зондирования Земли наземными и воздушными средствами с указанием собственника таких материалов и их качества.

При этом также необходимо предусмотреть соответствующие меры ответственности за невнесение сведений о результатах ДЗЗ в указанный банк метаданных.

Необходимо ввести обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления до размещения государственного или муниципального заказа на приобретение материалов ДЗЗ осуществлять проверку наличия в Банке метаданных сведений об изготовлении аналогичных материалов за счет средств государственного или муниципального бюджета. В случае, если материалы ДЗЗ, удовлетворяющие требованиям органов государственной власти и местного самоуправления, уже были изготовлены ранее за счет

государственного или местного бюджета, повторный заказ на их изготовление размещаться не должен.

После создания и ввода в эксплуатацию Российского космического картографического комплекса с разрешением не хуже 0,5 м органы государственной власти и органы местного самоуправления не должны приобретать материалы дистанционного зондирования Земли для обеспечения геодезической и картографической деятельности. Обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления указанными материалами должно осуществляться при помощи указанного космического картографического комплекса.

4. Создание федеральных государственных учреждений, обеспечивающих выполнение государственных функций и оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, оптимизация участия государства в капитале коммерческих организаций

Федеральное автономное учреждения - Федеральный центр государственного геодезического обеспечения.

В целях развития и эксплуатация высокоэффективной системы геодезического обеспечения необходимо создание федерального государственного автономного учреждения - Федерального центра государственного геодезического обеспечения. К функциям Федерального центра государственного геодезического обеспечения должны быть отнесены в том числе: создание, развитие и поддержание государственных геодезических сетей, федеральной спутниковой дифференциальной сети; проведение фундаментальных исследований; ведение банка информации (геодезической, спутниковой, нивелирной, гравиметрической, геодинамической); оказание государственных услуг по предоставлению потребителям дифференциальной информации.

При создании Федерального центра государственного геодезического обеспечения необходимо передать ему часть государственных активов федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии. К такому имуществу относится государственные активы, обеспечивающее поддержание и развитие государственной координатной основы и государственных геодезических сетей, включая оборудование, программное обеспечение, информационные технологии и т.д. Финансирование центра должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, а также средств, полученных в виде платы за предоставление дифференциальной информации.

Федеральное автономное учреждение - Федеральный оператор базовых пространственных данных.

Выполнение функций по ведению Федерального картографо-геодезического фонда целесообразно передать от нескольких федеральных государственных унитарных предприятий федеральному автономному учреждению - Федеральный оператор базовых пространственных данных.

К функциям Федерального оператора базовых пространственных данных должны быть отнесены в том числе ведение федерального картографо-геодезического фонда, а также оказание государственных услуг по предоставлению органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям и гражданам государственных топографических карт и планов, государственных ортофотокарт и ортофотопланов, государственных навигационных карт, метаданных.

При создании Федерального оператора базовых пространственных данных ему необходимо передать часть имущества федеральных государственных унитарных предприятий, обеспечивающих ведение федерального картографо-геодезического фонда. К такому имуществу

относится имущество, обеспечивающее ведение федерального картографо-геодезического фонда, материалы федерального картографо-геодезического фонда, информационные технологии и т.д.

Федеральное автономное учреждение - Федеральный центр картографического обеспечения морской деятельности.

В целях хранения, актуализации и распространения навигационных морских карт, руководств и пособий для плавания на морские зоны национальной юрисдикции Российской Федерации и акваторию Мирового океана необходимо создание федерального государственного автономного учреждения - Федерального центра картографического обеспечения морской деятельности.

К функциям Федерального центра картографического обеспечения морской деятельности должны быть отнесены в том числе: ведение банка информации (геодезической, нивелирной, гравиметрической, картографической) на воды Мирового океана; создание навигационных морских карт в мировой геодезической системе WGS-84 в соответствии с требованиями международных стандартов; создание специальных морских карт для ВМФ в высокоточной геоцентрической системе координат Российской Федерации; оказание государственных услуг по предоставлению потребителям картографической продукции на морские зоны национальной юрисдикции Российской Федерации, а также на акваторию Мирового океана; осуществление экспертного и метрологического контроля гидрографических данных и картографической продукции.

При создании Федерального центра картографического обеспечения морской деятельности необходимо передать ему имущество 280 центрального картографического производства Военно-Морского флота Российской Федерации и 874 картоиздательского производства Тихо-Океанского флота Российской Федерации. К такому имуществу

относятся оборудование, фонды, программное обеспечение, информационные технологии и т.д. Финансирование Федерального центра картографического обеспечения морской деятельности должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

Средства, полученные от предоставления потребителям картографической информации должны поступать в доход Федерального центра картографического обеспечения морской деятельности.

Открытое акционерное общество «Картографо-геодезическая корпорация».

В целях эффективного выполнения задач в сфере геодезии и картографии производственные федеральные государственные унитарные предприятия отрасли геодезии и картографии требуют существенной модернизации как в техническом и технологическом оснащении, так и в структуре управления.

Для комплексного решения задачи модернизации, переоснащения и реструктуризации данных предприятий необходимо привлечение существенных инвестиций. Решение данной задачи должно осуществляться путем проведения акционирования федеральных государственных унитарных предприятий.

Акционирование и смена собственника может повлечь негативные последствия в виде перепрофилирования имущества предприятий и, как следствие, потери производственного потенциала отрасли. Поэтому необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью созданных акционерных обществ путем создания на базе приватизируемых предприятий открытого акционерного общества «Картографо-геодезическая корпорация» с сохранением контрольного пакета акций в федеральной собственности.

В состав государственного имущества, которое будет передано в уставный капитал картографо-геодезической корпорации должно войти

имущество федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росреестру и осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии, за исключением имущества, необходимого для обеспечения задач содержания и развития государственной инфраструктуры геодезических измерений и ведения Федерального картографо-геодезического фонда.

Используемый подход позволит провести реструктуризацию предприятий с наименьшими затратами и рисками со стороны государства и с сохранением контроля над стратегической отраслью. Более эффективная работа отрасли позволит в дальнейшем снизить затраты государственного бюджета при выполнении госзаказа.

 

III. Основные направления и этапы реализации Концепции

Реализацию настоящей Концепции предусматривается осуществить в 3 этапа.

I этап (2010 - 2012 годы) - подготовительный. На этом этапе предполагается:

определить параметры высокоточной геоцентрической системы координат Российской Федерации;

создать инновационную структуру государственных геодезических

сетей;

осуществить модернизацию государственной высотной основы, государственной гравиметрической основы;

создать системы мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений;

создать федеральные автономные учреждения - федеральный центр государственного геодезического обеспечения, федеральный оператор базовых пространственных данных, федеральный центр картографического обеспечения морской деятельности;

создать открытое акционерное общество «Картографо-геодезическая корпорация»;

осуществить переход от лицензирования геодезической и картографической деятельности к системе аттестации инженеров-геодезистов и системе технического регулирования картографической продукции;

организовать аттестационные комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на получение аттестата инженера-геодезиста.

На втором этапе (2013-2014 годы.) предполагается:

создать федеральную спутниковую дифференциальную сеть и сервисы предоставления дифференциальной информации;

создать открытую цифровую картографическую основу на территорию Российской Федерации;

создать федеральный геоинформационный портал;

создать сеть органов сертификации и испытательных лабораторий картографической продукции, провести обучение экспертов;

На третьем этапе (2015-2020 годы) предполагается:

провести комплексную модернизацию местных систем координат;

развивать международное сотрудничество в создании и развитии высокоэффективной системы геодезического обеспечения Российской Федерации;

обеспечить обновление информации об организации дорожного движения на государственных навигационных картах;

создать систему картографического обеспечения морской территории;

создать единый общедоступный федеральный Банк данных и метаданных материалов ДЗЗ, полученных с российских и зарубежных космических аппаратов;

ввести в эксплуатацию российский картографический космический комплекс дистанционного зондирования Земли;

привести нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России, Росреестра (Роскартографии) в соответствие с законодательством;

содействовать созданию саморегулируемых организаций в сфере осуществления геодезической и картографической деятельности.

text-align: justify;/p/ptext-align: justify;создать системы мониторинга процессов деформации земной поверхности, прогноза землетрясений и природных катастрофических явлений;

Нашли то, что искали? Позвоните! Контакты

Почему выбирают нас?

«М2М телематика Тамбов» это...

...Более 1000 клиентов по всему Черноземью

«М2М телематика Тамбов» это...

...Надежный поставщик, более 4 лет на рынке

«М2М телематика Тамбов» это...

...Надежность. Менее 0,5% брака нашего оборудования

«М2М телематика Тамбов» это...

...Активность. Молодой коллектив. 27 лет - средний возраст сотрудников.

Яндекс.Метрика